pripyat (pripyat) wrote,
pripyat
pripyat

Categories:

Дарина Пустовая: Музей в наших сердцах

Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда,
горящая подобно светильнику,
и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде полынь;
и третья часть вод сделалась полынью,
и многие из людей умерли от вод,
потому что они стали горьки.
(Откровение Иоанна Богослова. Гл. VIII (10,11)).


 


22 апреля в Национальном музее «Чернобыль» издательство «Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга» презентовало новую книгу Александра Эсаулова «Хозяин Зоны», в которую вошли два романа  писателя – «Горькие воды» и «Факультет всеобщей любви».


С Александром Юрьевичем, бывшим заместителем председателя горисполкома города Припяти, а ныне техническим директором  Института поддержки эксплуатации  АЭС, проект PRIPYAT.com сотрудничает не первый год. Мое же знакомство с Эсауловым, как с писателем, состоялось после прочтения документальной повести «Чернобыль. Летопись мертвого города» - произведения, поразившего меня своей откровенностью и информативностью. Я, достаточно искушенный в пост-чернобыльских опусах человек, открывая эту книгу, даже не предполагала, насколько она изменит мое представление о Чернобыле, как о явлении. Личные переживания бывшего припятчанина, доселе неосвещенные документальные факты эвакуации, проблемы людей вне родного города и города без людей – заставили заново переоценить все, уже сложившееся и устоявшееся. И, узнав, что автор готовит к печати новое, в этот раз художественное, произведение на Чернобыльскую тематику, я не смогла сдержать восторженных возгласов. Александр Юрьевич,  видимо, предположивший, что моя высоко эмоциональная натура не выдержит годового ожидания выхода книги в свет, предложил мне ее к прочтению в рукописи. О таком счастье я не смела и мечтать – как реликвию, осторожно и с почтением, я дрожащими пальцами листала страницы печатного текста, испещренного рукописными заметками-поправками автора. Так состоялось мое первое знакомство с романом-версией «Горькие воды».


Второе произведение, роман-реконструкция «Факультет всеобщей любви», вошедшее в сборник «Хозяин Зоны», мне посчастливилось прочесть тоже одной из первых – еще до презентации оного в Харькове.


Сказать, что произведения меня поразили, - равносильно молчанию! Охарактеризовать их как новаторские в разрезе пост-чернобыльской литературы, – не сказать ничего! Но, все по-порядку…


Музей «Чернобыль» встретил нас непривычно большим количеством людей – приглашенные на презентацию гости, журналисты, ссорящиеся из-за лучшего ракурса операторы, многоголосые стайки детворы (школьные экскурсии в преддверии очередной годовщины) – такой оживленный интерес к Чернобыльской тематике возникает, как правило, только к 26 апреля. Гости занимали места, запечатлевали на фото и видео декорации (фото-плакаты и, в половину человеческого роста, макет презентуемого сборника), листали полученную в подарок при входе новую книгу – виновницу мероприятия, рассматривали выставку – экспонаты которой, более ста документов из личного архива Александра Юрьевича Эсаулова, впервые за 22 года после катастрофы на ЧАЭС, рассказывали о ежедневной, на первый взгляд, рутинной работе сотрудников горисполкома Припяти, о жизни людей, обожженных Чернобылем.


Презентация началась с показа документального фильма «Незабываемое» Михаила Назаренко, человека, отдавшего свою жизнь за кадры, вошедшие, в последствии, во все существующие документальные фильмы об аварии на ЧАЭС; человека, который ни разу не был указан в титрах этих фильмов, как автор уникальных видео материалов. Сложилось такое впечатление, что и в будущем ситуация вокруг имени этой уникальной личности не изменится – мало кто из присутствующих обращал внимание на экран – в основном, общались по интересам, мучили мобильные телефоны громкими разговорами, читали пресс-релизы, хихикали, все еще возились с видеотехникой.  Но были в этой толпе равнодушных и внимательные глаза, и сосредоточенные лица. И я сделала для себя вывод – пусть единицы, но поймут, прочувствуют, переоценят – а, значит, все не напрасно, значит, стоит и дальше жить и бороться.


После окончания фильма поприветствовала собравшихся Анна Витальевна Королевская, заместитель директора по культуре  Национального музея «Чернобыль». Выразив свое искреннее восхищение Александру Юрьевичу, она передала слово представителям издательства   «Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», которые, к моему удивлению и всеобщему огорчению, не просто не имели представления о содержании презентуемых произведений (в общих чертах – не считается), но и не могли вспомнить даже названия романов, вошедших в сборник. Автор терпеливо поправлял, публика недоумевала. Осознав, видимо, безрезультатность своих потуг в описании представленных на суд читателя романов, «досуговцы» перешли к более привычному – рекламе своего издательства, рассказ о всевозможных достоинствах которого затянулся минут на 15.


Наконец, слово предоставили Александру Юрьевичу. После прочтения отрывка «Горьких вод», Эсаулов поделился историей написания данного романа. Идея произведения пришла к писателю после печально известных событий 2005 года – муссирование в государственных и общественных кругах темы о предоставлении территории Чернобыльской Зоны для хранения радиационных отходов европейских держав. По словам Александра Юрьевича, как мозаика, выстроились все сюжетные линии будущего романа – истории об обычном юноше, еще вчера студенте, а сегодня – борце за будущее своей Родины; и Хозяине Зоны – паранормальном явлении, ментальной сущности, когда-то бывшей человеком, а сейчас защищающем «нас,  дураков, от нас же самих». И этот совсем еще мальчишка и жестокая, но справедливая, неведомая сила, Хозяин Зоны, бросают вызов коррумпированному чиновничьему аппарату и одерживают победу.


Второе произведение, вошедшее в сборник, рассказывает о еще одной трагической странице истории нашего многострадального народа – терроре 1937-1938 годов. Роман-реконструкция «Факультет всеобщей любви» написан на документальной основе – «Что касается главной сюжетной линии произведения, то практически все герои, это реальные люди… Герои линии романа, рассказывающей о событиях 1986 года, выдуманы, но то, как происходила эвакуация, описано абсолютно точно». А связать эти две, на первый взгляд, абсолютно разные катастрофы автору удалось через человеческую память, любовь, милосердие и доброту. Ведь «Несмотря на самые страшные испытания и беды, были и есть люди, которые всегда остаются людьми…»


Во время сбора материалов для написания «Факультета всеобщей любви», автор сталкивался с необъяснимыми событиями. Эсаулову удалось не только ознакомиться с расстрельными делами конкретных людей (они до сих пор находятся под грифом «секретно»), но и получить разрешение на копирование и использование данных сведений (все документы, представленные в книге - подлинные).  Публикация отрывков романа на литературном Интернет-портале тоже принесла удивительные плоды -  в одном из героев произведения (сюжетная линия 30-х годов), Самуиле Вениаминовиче Грехмане, (единственном, имя которого не было изменено автором) одна из читательниц, сейчас гражданка Австралии, узнала своего деда. Оказывается, представленные в романе Эсаулова документы – единственная ниточка между поколениями Грехманов (после того, как деда арестовали, семья не знала ничего о его дальнейшей судьбе).


Не обошлось и без магии чисел. Начиная с того, что киевская презентация книги состоялась накануне очередной годовщины аварии на ЧАЭС, в День защиты окружающей среды и за сутки до Всемирного дня книги, и заканчивая еще одним невероятным фактом – дата презентации произведений Эсаулова в Харькове совпадает с днем подписания двух ключевых расстрельных документов, представленных в книге. 18 апреля 1938 года и 18 апреля 2008 – фантастическое совпадение!


 А, может, никакой мистики в этом нет?! Может, действительно, человеческая память, чувства, пережитые страдания – материальны?! Может, именно музеи в наших сердцах помогают нам донести до будущих поколений понимание и переосмысление истории?! И я со всей ответственностью поддерживаю слова Александра Юрьевича Эсаулова: «Нужно помнить, чтобы не повторять подобных ошибок! Нужно сохранять в назидание будущим поколениям! Нужно суметь прожить свою жизнь так, чтобы любовь и милосердие не стали раритетными музейными ценностями! Ведь, только пока  жива историческая  память, человек может  называть себя Человеком».


Автор: Дарина Пустовая


Фоторепортаж:




 


4.jpg 3.jpg 2.jpg 1.jpg 8.jpg 7.jpg 

 

6.jpg 10.jpg 9.jpg 13.jpg 12.jpg 11.jpg 

 

18.jpg 17.jpg 16.jpg 15.jpg 14.jpg 27.jpg 

 

26.jpg 25.jpg 24.jpg 23.jpg 22.jpg 21.jpg 

 

20.jpg 19.jpg 5.jpg

 


Фото: Антон Юхименко




Видео: Александр Сирота

Tags: публикации, репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments